SRV-История
Интервью
Фото
Тексты
Табулатуры
Home
История


ИСТИННЫЙ ТЕХАСЕЦ
    Cтиви Рэй Воэн, не доживший ровно 36 дней до своего 36-летия, был, наверное, величайшим блюзовым гитаристом своего времени. Он родился 3 октября 1954 года в семье Биг Джима и Марты Воэнов. Брат Джимми, который был на три с половиной года старше Стиви, любил музыку и его колллекция пластинок, включавшая в себя записи Джимми Рида, Фреда, Альберта и Би Би Кингов, Кении Барелла, Альберта Коллинза, Чарли Крисчена и Джанго Рейнхардта оказала большое влияние на младшего брата.
    Стиви впервые взял в руки гитару в возрасте восьми лет, в 1963 году. "Вообще-то я хотел играть на барабанах, - вспоминает он, - но у меня их просто не было. Затем меня потянуло к саксофону, но я смог извлечь из него лишь несколько неприятных звуков. Мой старший брат играл на гитаре, и я тоже решил попробовать. Его гитары валялись по всему дому, но он не разрешал мне до них даже дотрагиваться. Мои занятия начались с того, что я украдкой пробирался в его комнату и играл на его гитарах. Собственно в то время я толком и не понимал, что это было как раз то, чero мне и было нужно.
    Первой электрогитарой Стиви стала подаренная ему Джимми полуакустика "Gib-ion Messanger". Затем он приобрел первую свою пластинку, инструментальный хит Лонни Мэка "Wham", которая вместе с несколькими записями Альберта Кинга стала ем источником, который помог Стиви Рэю сформировать его творческую индивидуальность.
     В 1968 году он взял в руки черный "Les Paul" модели TV (1954 г. выпуска) и стал выступать в своей первой команде "Blackbird", игравшей ритм-энд-блюз и подражавшей кумирам Стиви тех лет, группам "Hank Ballard & The Midnighters" и Johnny G and The G-man". Вскоре после этого Стиви купил "Les Paul" 1952 года выпуска с корпусом золотого цвета и вместе со своим школьным другом Томми Уэнноном стал участником группы "The Chantones". Иногда он играл на бас-гитаре коллективе своего старшего брата Джимми, который назывался "Texas Storm".
     Уже на следующий год, благодаря возрастающему влиянию Джими Хендрикса, Стиви купил свой первый "Stratocaster", модель 1963 года с кленовым грифом. В то время он уже входил в состав группы "Cast Of Thousands". Редкий образец игры 6-летнего Стиви сохранился на альбоме "A New Hi", сборнике местных далласских команд 1971 года, куда попала и песня в исполнении "Cast Of Thousands".
    Переехав в конце 1969 года в Остин, Джимми Воэн вышел на респектабельную блюзовую сцену, центром которой был ночной клуб "Vulcan Gas Company", где годом ранее Джонни Уинтер записал свой альбом "Progressive Blues Experiment". Весной 1972 года Стиви устремился вслед за своим братом и также перебрался в Остин. Через некоторое время он уже играл в блюз-роковой группе "Crackerjack" вместе с Томми Шэнноном и бывшим барабанщиком Джони Уин-тера Джоном Тернером. Тем же летом он впервые увидел живьем Альберта Кинга, музыканта и певца, оказавшего на него наибольшее влияние.
     Через три года Стиви Воэн на собственной шкуре испытал, что такое джэм с этим великим музыкантом. Писатель Брэд Буххольц вспоминает: "Невзрачный парень в клешах с опущенными глазами в этот вечер совершенно "задвинул" Альберта Кинга. В какой-то момент мистер Кинг отошел от малыша Стиви и спрятал свою гитару за занавес, словно показывая, как она "напугана".
    Весной 1973 года "малыш Стиви" оставил "Crackerjack" и перешел в "The Nigh crawlers", популярную местную команду, исполнявшую ритм-энд-блюз. Одним i/ самых оживленных мест в то время был бар "One Knite", в атмосферу которого, к; писала реклама, "достаточно было окунуться, чтобы сбылись все ваши мечты." Э" атмосферу создавали лучшие местные коллективы, включая Джимми Воэна и "Storm Марка Бенно и "The Nightcrawlers" со Стиви Воэном.
    В 1973 году Стиви поменял свой "Strat" 1963 года с кленовым грифом на "Stra 1959 года с накладкой из розового дерева, который оставался основной гитаре Воэна ("Number one") на протяжении всей его дальнейшей карьеры. (9 июля 19' года на сцене культурного центра в Нью-Джерси ее гриф сломался пополам. Э~ случилось после того, как огромный фрагмент декорации обрушился на инструменты Стиви. Это происшествие стало в один ряд с другими, предвещавшими бед зловещими знамениями.)     В конце 1974 года "малыш Стиви", как его теперь называли, ушел из "The Night-crawlers" и стал вторым гитаристом группы "The Cobras". В этот период "The Cobras" выпустили сорокопятку, которая продавалась только в их регионе. На первой стороне была записана композиция "Texas Clover", в которой соло играл первый гитарист Денни Фримэн, а в песне, записанной на второй стороне, запечатлена искрометная игра Стиви. Благодаря этому гитарному тандему группа имела в Остине оглушительный успех.      Именно в этой группе Стиви Рэй начал свою карьеру певца. Позднее он превратил свой голос в удивительный инструмент, хотя сам относился к нему критически. Хендриксу также не нравился свой собственный голос, то же самое можно сказать и о Стиви.
    Два значительных события вскоре встряхнули остинскую сцену: Джимми Воэн собрал состав под названием "Fabulous Thunderbirds", а Клиффорд Энтон открыл "Блюзовый рай" на 6-й улице, где музыканты (в том числе Джимми и Стиви) могли играть с семи вечера до пяти утра.
     Летом 1977 года Стиви ушел из "The Cobras" и сформировал группу "Triple Threat", в которую кроме него вошли пианист Майк Кендрид (автор песни "Cold Shot"), басист и вокалист Дабл Ю Си Кларк, далласский барабанщик Фредди Фароа и яркая певица из Форт-Уорта Лу Энн Бертон, перешедшая из группы "T-Birds". К несчастью, Лу Энн нужен был гитарист-аккомпаниатор, а не "гитарный герой"; в то же время Стиви нуждался в поддерживающем вокале, а не в певице-звезде. И этот конфликт часто ярко проявлялся на сцене. Однако это не помешало Стиви Рэю включить Лу Энн в первый состав "Double Trouble". Эту группу он создал в мае 1979 года и назвал в честь своей любимой песни, исполняемой Отисом Рашем.
    В 1981 году "Double Trouble" была преобразована в трио с участием басиста Томми Шэннона и барабанщика Криса Лэйтона. Именно в это время лидер группы стал называть себя Стиви Рэем, именно в это время он находился в пике музыкальной формы, именно в это время он принял участие в неофициальном гитарном соревновании с Эриком Джонсоном за звание "Гитарного бога города Остин".
    Слухи об остинском гитарном герое дошли до Джерри Векслера, знаменитого продюсера, работавшего в жанре ритм-энд-блюз, который в 1982 году прилетел в Техас, чтобы познакомиться со Стиви Рэем. Пораженный талантом гитариста, он сделал все возможное, чтобы включить выступление "Double Trouble" в программу джазового фестиваля в Монтре (Швейцария). Игра Стиви Рэя была благосклонно воспринята европейской публикой.
Одного из представителей этой аудитории гитарная пиротехника техасца поразила особенно. Это был Дэвид Боуи. После выступления "Double Trouble" Боуи встретился с Воэном, и обсудил возможность его участия в записи своего нового сольного альбома. Он уговорил Стиви записаться на "Let's Dance" и принять участие в мировом турне 1983 года, Стиви действительно записал гитарные парт к этому альбому, которые были щедро нашпигованы фразами в стиле Альбер Кинга. Но в турне он не поехал. Дело было в том, что "Double Trouble" должна бы разогревать публику перед выступлением Боуи, но несмотря на это, обсуждать свс игру с прессой Стиви мог только в контексте шоу Боуи, а не своей собственн' группы. Также не были улажены и финансовые вопросы. Стиви Рэй бросил турне вернулся в Остин, чтобы выступать с "Double Trouble" в местных барах.
     Именно так и должен был поступить истинный техасец. Стиви Рэй сказал: "Пошел ты, мистер Боуи. Мы возвращаемся домой." Этот поступок завоевал ему огромную популярность среди техасцев. Они гордились тем, что он отстоял свою музыку, а стал "шестеркой" у британской рок-звезды.
    Однако судьба не замедлила вновь постучаться в двери Стиви Рэя. Джэксон Браун поклонник Воэна со времени их первого знакомства на фестивале в Монтре, предложил ему сделать в его студии "Down Town" демо-запись, с помощью которой "Double Trouble" могла начать поиски контракта на выпуск альбома. Результаты работы в "Down Town" попали в руки Джона Хэммонда-старшего, легендарного продюсера, открывшего в свое время Чарли Крисчена, Боба Дилана, Арету Франклин и Брюса Спрингстина. Восхищенный свежестью восприятия Стиви Рэем традиционного материала, он купил демо-запись и употребил все свое влияние на то, чтобы фирма "Epic" подписала с "Double Trouble" контракт.
    Вот что говорил впоследствии Хэммонд о своей новой находке: "Первый техасский гитарист, которого я увидел живьем в 1936 году, был Ти Боун Уокер. Стиви продолжает эту традицию, не роняя ее качества. Кроме того, он великолепный шоумэн, не хуже Ти Боуна." Альбом "Texas Flood" был выпущен фирмой "Epic" в 1983 году. Записанный на ней гитарист играл просто бесподобно. Это был Стиви Рэй Воэн, гитарный бог из американского штата Техас.
    С самого начала стало ясно, что Стиви Рэй не шарлатан из MTV. Он не только основательно владел классикой электроблюза, но играл настолько эмоционально и искренне, что не оставалось сомнения в том, что это что-то настоящее. Он оттачивал свое мастерство во время тяжелейшей работы по техасским ночным клубам. Он был честен перед самим собой и никогда не давал себе поблажек. Альбом "Texas Flood" занял 38-е место в хит-параде журнала "Billboard" и уже в 1983 году был продан в количестве полумиллиона экземпляров. Стиви Рэй получил премию "Grammy" по двум номинациям: "Лучший рок-инструментал" (за техасский шаффл "Rude Mood") и "Лучший традиционный блюз" (за композицию "Texas Flood").
     В 1984 году, одновременно с альбомом "Couldn't Stand The Weather", вышел и одноименный видеоклип, первый, сделанный Стиви Рэем. Этот ролик в типично техасском стиле получил умеренный эфир на MTV. Такая реклама помогла альбому стать платиновым, а Стиви Рэй упрочил свою репутацию техасского гитариста номер один. Оставаясь верным техасским шаффлам ("Cold Shot" и "Honey Bee"), он, к восторгу молодежи, одновременно стал преследовать тень великого Хендрикса. Если это не столь очевидно в его версии композиции Гитар Слима "The Things That I Used To Do", то его переложение песни "Voodoo Chile (Slight Return)" рассеивает все сомнения.
     В 1985 году к "Double Trouble" присоединяется органист Рис Уинанс, и группа в новом составе записывает альбом "Soul To Soul". Стиви Рэй продолжил погоню за тенью Джими в композициях "Say What!" (его ответе на хендриксовскую "Rainy Day Dream Away") и "Come On" Эрла Кинга, которую Хендрикс записал на пластинке "Electric Ladyland". Стиви Рэй не забыл и про техасский шаффл ("Lookin1 Out The Window" и "Look At Little Sister"). Кроме того, он вторгся и в сферу влияния Альберта Кинга, особенно это касается медленного блюза "Ain't Gone 'N' Give Up On Love" и госпела "Life Without You". Этот альбом стал золотым, а Стиви Рэй в глазах выросшего после смерти Хендрикса поколения стал прямым наследником Джими.
     Со стороны, жизнь Стиви Рэя может показаться историей сплошных успехов которым можно только позавидовать. Однако на самом деле все обстояло не та* благополучно. Гитарный герой стал жертвой нервных стрессов. Постоянные гастроли и изнурительная работа в студиях над микшированием двойного концертного альбома "Live Alive" довели Стиви Рэя до срыва. Он работал на износ и поглощал весь кокаин, который попадал к нему в руки. Развязка наступила в октябре 1986 года в Лондоне, когда ему стало плохо прямо на сцене. Через несколько дней oн вернулся в Штаты. 17 октября он поступил в наркологический центр города Мариэттг (штат Джорджия), в котором и находился до 31 ноября. После выписки он вернулся в Даллас, где надеялся уберечься от наркотиков, алкоголя и ночных выступлений на которые был обречен в Остине. Открыто признав свой алкоголизм, Стиви добровольно прошел 12-ступенчатую программу анонимной реабилитации. В 198? году он вернулся в строй и игра его обрела еще большую ясность и уверенность что и реализовалось в альбоме 1989 года "In Step". Эта пластинка стала золотой и вдобавок, получила премию "Grammy" в номинации "Современный блюз".
     В 1990 году, сделав небольшой перерыв в записи альбома "Family Style", он приехал в Остин, чтобы участвовать в ежегодной церемонии вручения музыкальны) призов. Это был его бенефис, потому что Воэн победил в номинациях "Лучшие музыкант десятилетия", "Лучший альбом десятилетия" ("Texas Flood"), "Лучший альбом года" ("In Step"), "Лучший сингл года" ("Crossfire") и "Лучший музыкант года" Свою признательность Стиви выразил следующими словами: "Я хочу поблагодарит! Господа за то, что я есть. И я хочу поблагодарить всех моих слушателей, чья любое! помогла мне вернуться к жизни и быть в этот вечер вместе с вами."
     Стиви Рэй Воэн был среди пассажиров пятиместного вертолета, который вре зался в затянутый туманом склон горы недалеко от курорта "Alpine Valley" (штат Висконсин). Он только что отыграл в заключительном звездном джэме перед двадцатипятитысячной аудиторией вместе с Эриком Клэптоном, Робертом Крэем, своим братом Джимми и чикагской блюзовой легендой Бадди Гаем .
     Четыре вертолета "Bell 260B Jet Ranger" ждали музыкантов и сопровождавши; их лиц. Из-за плохого движения в "Alpine Valley" (одно двухполосное шоссе) главные действующие лица обычно улетали на вертолетах. Караван блюзовых звезд покидал "Alpine Valley" с двухминутными интервалами. Первый, второй и четвертый вертолете благополучно приземлились в чикагском аэропорту "Meigs Field". Третий, перевозивший Стиви Рэя и спутников Клэптона не добрался до пункта назначения. Туман и плохая видимость были признаны основными причинами аварии...


Сайт построен на базе книги "Stivie Ray Vaughan. Lightnin' Blues"
design Alexandr Seleznev dizx@inbox.ru
Hosted by uCoz